Проводка – это запись в информационной базе об изменениях объектов бухгалтерского учета. Ее составляют для каждого факта хозяйственной жизни предприятия на основании первичных документов.
Для формирования проводки используются взаимосвязанные счета бухгалтерского учета. У каждого есть наименование и уникальный номер. На них отражают информацию по экономически однородным объектам учета. Так, движение сырья, комплектующих и ГСМ происходит по счету 10 «Материалы». По дебету отражают поступление ценностей на склад, по кредиту – передачу в производство для выпуска продукции.
Проводка включает в себя двойную запись: по дебету одного счета и кредиту другого. Сумма в обоих случаях остается неизменной. Это правило обеспечивает сохранение баланса в учете между активами, обязательствами и капиталом.
По дебету фиксируют поступление активов, по кредиту – источник поступлений, то есть у каждого события есть приходная и расходная сторона. В результате видно, откуда появились средства, на что были израсходованы и к какому итогу привели.
Перед тем как внести информацию, бухгалтер определяет экономических смысл хозяйственной операции и затрагиваемые объекты учета.
Для проводки также применяют термины «двойная запись» и «корреспонденция счетов».
Примеры проводок
Рассмотрим два примера проводок.
Клиент перечислил предприятию 100 000 рублей за оказанные услуги. На данную сумму бухгалтер составляет корреспонденцию счетов:
Дебет сч. 51 «Расчетный счет»
Кредит сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Она означает, что на расчетном счете увеличились денежные средства, и это произошло вследствие погашения заказчиком задолженности перед компанией.
Предприятие перечислило зарплату 87 000 рублей на пластиковые карты работников. Здесь двойная запись на указанную сумму будет следующая:
Дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 51 «Расчетный счет».
Она говорит о том, что в банке произошло уменьшение денежных средств, так как снижена задолженность перед сотрудниками по начисленной зарплате.
В программах для учета проводки по операциям часто составляются автоматически на основании информации из внесенных первичных документов. Тем не менее бухгалтеру важно знать принцип формирования двойной записи. Это необходимо для оперативного контроля над рабочим процессом и своевременного выявления неточностей.
Каждая проводка дает информацию о свершившемся факте хозяйственной жизни компании. Благодаря им происходит систематизация и упорядочение данных в учетном процессе внутри организации. Сведения из проводок становятся основой для финансовой отчетности.