
Какая информация требуется для работы?
Прежде чем поставить на учет программное обеспечение (ПО) необходимо проанализировать сведения о нем и внимательно изучить сопутствующие документы. Например, лицензионный договор или соглашение о передаче прав.
Кроме того, нужно получить ответы на ряд вопросов.
1. Софт приобретен у сторонней организации или разработан специалистами фирмы?
2. Какими правами и на какой срок обладает компания?
3. Для каких целей будет применяться ПО?
Нормативная база
В основном ПО относится к нематериальным активам (НМА), то есть соответствует следующим критериям:
- используется в бизнесе более года для оптимизации процессов и получения экономической выгоды;
- стоимость превышает установленный лимит. Его величина должна быть зафиксирована в учетной политике. На практике бухгалтеры часто ориентируются на сумму 100 тыс. рублей, чтобы не было разницы с налоговым учетом.
При отражении действий с НМА необходимо руководствоваться требованиями ФСБУ 14/2022.
Основные операции бухгалтерского учета
1. Объект учитывается по первоначальной стоимости, в которую включают все затраты на приобретение, включая услуги по консультированию и настройке.
Если софт создан собственными силами, собирают информацию о зарплате и отчислениях разработчиков и использованных материальных ресурсах.
Проводки будут следующие:
дебет 08 кредит 60 (при покупке ПО);
дебет 08 кредит 70, 69, 10 (при собственной разработке).
2. Когда ПО установлено, сервис принимается к учету. На данном этапе оформляются акт о приеме и карточка учета НМА. В ней указывают срок полезного использования и основные характеристики программного продукта.
В бухгалтерской базе делают запись:
дебет 04 кредит 08.
3. Стоимость ПО погашается путем амортизационных отчислений. Для этого применяют способ, зафиксированный в учетной политике.
Отражение амортизации:
дебет 20, 25 (и другие затратные счета) кредит 05.
По окончании срока использования объект списывают с учета.
Если софт не относится к НМА, расходы на приобретение или создание списываются единовременно или распределяются на период его действия. Когда ПО не связано с основной деятельностью, издержки относят на счет 91. В остальных случаях применяют соответствующие затратные счета, например, 25 или 26.
Аутсорсинговая компания предлагает бизнесу комплексное обслуживание. Это ведение бухгалтерии и расчет налогов, организация кадрового документооборота и решение сопутствующих правовых вопросов.
Передача учетных функций на стороннее сопровождение позволяет сэкономить ресурсы и минимизировать претензии со стороны контролирующих органов.