Москва
X
Выберите ваш город
Как исключить налоговые риски, используя труд самозанятых? Как исключить налоговые риски, используя труд самозанятых? § Вопросы про бухгалтерию

На практике встречаются ситуации, когда субъекты бизнеса вместо оформления трудовых отношений привлекают к сотрудничеству самозанятых. Тем самым они снижают фискальную нагрузку в части НДФЛ и страховых взносов. Кроме того, за плательщиков НПД не нужно сдавать отчетность и предоставлять им социальные гарантии. При этом нарушаются требования законодательства.
 

Как выявляют нарушения?

ФНС использует скоринговую систему, которая автоматически ищет признаки подмены трудовых отношений. Программа отслеживает и анализирует продолжительность работы с конкретным заказчиком, источники дохода исполнителя, периодичность выплат, их сумму и другие показатели. 

Компании, которые оказались в группе риска, информируют о признаках нарушений. Если субъект бизнеса не реагирует на сообщение и не предоставляет пояснения, инспекторы ФНС проводят проверки совместно со трудовой инспекцией.
 

На какие факторы налоговики советуют обратить внимание?

Специалисты ФНС подготовили рекомендации для работодателей, которые помогут избежать проблем с контролирующими органами. Документ разъясняет, как подготовиться к предстоящему сотрудничеству с самозанятым и на что обратить внимание в процессе взаимодействия.   

  1. Заказчику следует оценить характер, объем и продолжительность работ, для которых он планирует привлечь физическое лицо. Если это систематическая потребность, налоговики предлагают рассмотреть возможность включить в штатное расписание соответствующую должность и заключить со специалистом трудовой договор.
  2. Важно помнить, что закон запрещает взаимодействовать с плательщиком НПД, если он раньше работал в компании и с момента увольнения прошло менее двух лет.
  3. Самозанятого привлекают для выполнения определенного объема работ, которые носят периодический или разовый характер. Например, создание сайта или ремонт одного офисного помещения. При этом в договоре прописывают сроки выполнения и порядок оплаты за конкретный результат. Вознаграждение за текущую деятельность – это признак трудовых отношений.
  4. Для плательщиков НПД предусмотрены ограничения по видам деятельности. До начала сотрудничества заказчику рекомендуется внимательно с ними ознакомиться. Возможно, такой исполнитель не вправе выполнять функции, к которым его планируют привлечь.  К примеру, самозанятый не может выступать в качестве торгового представителя.
  5. Перед каждым перечислением денежных средств важно убедиться, что исполнитель не лишился своего статуса. Если это произошло, предприятию придется заплатить за него зарплатные налоги, штрафы, пени и сдать отчетность. Проверку проводят с помощью сайта ФНС. Достаточно знать ИНН подрядчика. 
  6. После оплаты исполнитель должен предоставить чек из приложения «Мой налог». Это обязательный документ учета затрат, который свидетельствует, что сумма была перечислена лицу со статусом самозанятого. Его реквизиты следует внимательно проверять.
  7. Акт выполненных работ подтверждает гражданско-правовые отношения между сторонами. Он содержит информацию о сроках исполнения и сумме вознаграждения. Документ детализирует перечень работ, которые выполнил сторонний специалист.

Какие ошибки совершают компании при взаимодействии с самозанятыми?

Плательщик НПД является таким же контрагентом, как юридическое лицо. Стороннему специалисту нельзя устанавливать продолжительность рабочего дня и обеспечивать оборудованием и материалами. Он не подчиняется заказчику, не может участвовать в едином производственном процессе, и по нему не ведут кадровую документацию.
 
ИФНС внимательно изучает договорные отношения с самозанятыми. Споры с хозяйствующими субъектами часто заканчиваются в суде.

Для минимизации рисков компании должны соблюдать требования законодательства и грамотно оформлять процесс сотрудничества. Следует заранее сформулировать весомые аргументы для целесообразности привлечения сторонних специалистов и отработать возражения на возможные доводы налоговиков.  
 
Аутсорсинговые компании проводят оценку налоговых рисков при работе с самозанятыми.

Аутсорсинг бухгалтерских услуг

Эксперты анализируют правомерность требований ИФНС, готовят ответ и отстаивают интересы заказчика.

← Вернуться к списку вопросов

Задать свой вопрос




    X

    Закажите обратный звонок

      Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
      Время с до