Самозанятыми могут быть частные лица и индивидуальные предприниматели. Система подходит для тех, кто продает товары собственного изготовления и самостоятельно оказывает услуги. При этом доход по итогам года не может превышать 2,4 млн. рублей. ИП вправе работать на льготном режиме, если показатели бизнеса отвечают установленным требованиям.
В каких случаях выгодна самозанятость?
У предпринимателя есть ряд преимуществ перед физическим лицом. Он вправе открыть расчетный счет и подключить интернет-эквайринг. Такие факторы могут сыграть решающую роль при выборе контрагента.
Для многих клиентов важен статус подрядчика. Обычный человек может слететь с самозанятости, и компании придется перечислять за него НДФЛ, взносы и сдавать комплект отчетности. Когда подобная ситуация происходит с ИП, заказчику ничего не грозит. Поэтому крупным организациям комфортнее сотрудничать с такими исполнителями.
Если ИП нарушил условия применения НПД, он продолжает деятельность, перейдя на другой режим. Физическому лицу в этом случае предварительно необходимо зарегистрироваться в качестве предпринимателя, выбрать систему налогообложения и только тогда возобновить работу.
Самозанятость помогает сэкономить: ИП не уплачивает страховые взносы. Их перечисление носит добровольный характер. Здесь нет необходимости заполнять отчеты и сдавать декларации.
НПД выгоден для тех, кто ведет небольшой бизнес и не планирует его расширять.
Особенности работы на режиме для самозанятого
Закон запрещает совмещать НПД с другими системами налогообложения.
На предпринимателя распространяются все ограничения самозанятости по сумме дохода, отсутствию сотрудников и видам деятельности.
Как самозанятому зарегистрировать ИП?
Если человек стал самозанятым, а потом оформил ИП, он автоматически продолжает использовать НПД.
Для получения статуса индивидуального предпринимателя необходимо:
- выбрать код основного вида деятельности из справочника ОКВЭД. Можно добавить несколько дополнительных;
- заполнить форму Р21001 для регистрации;
- оплатить пошлину при личной подаче документов в ИФНС;
- направить заявление и копию паспорта в налоговую инспекцию. Это можно сделать в бумажном или электронном формате через портал «Госуслуги», МФЦ или официальный сайт ФНС, если есть цифровая подпись.
Для оформления ИП можно обратиться в банк. Кредитные организации часто оказывают подобные услуги.
В подтверждение налоговики присылают на электронную почту лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на учет.
Как индивидуальному предпринимателю перейти на НПД?
В процессе ведения бизнеса возможен спад деловой активности. В такой ситуации целесообразно перейти на режим для самозанятого. Для этого необходимо выполнить несколько обязательных действий:
- установить приложение «Мой налог» и зарегистрироваться в качестве плательщика НПД;
- отказаться от ранее применяемой системы налогообложения. Если этого не сделать, инспекторы ФНС аннулируют самозанятость;
- сдать отчеты и декларации;
- оплатить налоги и собственные страховые взносы. Сумму взносов определяют пропорционально количеству месяцев и дней, когда ИП применял другой режим.
До начала регистрации самозанятости следует расторгнуть трудовые договоры с сотрудниками, если они есть.
Предположим, предприниматель работал на УСН и с 3 апреля перешел на НПД. Уведомление об отказе от «упрощенки» следует направить в ИФНС в течение 30 дней после регистрации, то есть до 3 мая. Сдать декларацию и перечислить налог необходимо до 25 числа следующего месяца. Расчет производят за период с 1 января по 3 апреля.
Если бизнесмен не вел деятельность, он сдает нулевую декларацию.
В случае с патентной системой закон запрещает переход на другой режим раньше, чем закончится срок действия разрешительного документа. Это означает, что бизнесмен ждет его окончания или подает заявление о досрочном прекращении применения ПСН. Такое уведомление необходимо направить в течение 10 дней с момента завершения работы на патенте. Инспекторы ФНС произведут перерасчет.
Целесообразно перейти на самозанятость в первый день отказа от патента. В противном случае налоговики могут решить, что в промежуток времени между двумя льготными режимами предприниматель применял ОСНО. Тогда придется сдать отчетность по НДФЛ и НДС и уплатить налоги, если был доход.
Разобраться в тонкостях систем налогообложения помогут специалисты аутсорсинговых компаний. Они проведут независимую оценку ситуации в бизнесе, выполнят расчеты и предложат решение с минимальной фискальной нагрузкой.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг
При изменении налогового режима эксперты подготовят комплект документации и помогут организовать учет в новых условиях.
← Вернуться к списку вопросов