Как предпринимателю проверить контрагента? Как предпринимателю проверить контрагента? § Вопросы про бухгалтерию

Сомнительный контрагент может сорвать поставку и сроки выполнения работ. Перевод средств в адрес подозрительной компании вызывает опасения обслуживающего банка, и он приостанавливает операции по счету. Кроме того, появляются претензии со стороны налоговиков. В результате законопослушному предпринимателю ИФНС отказывает в принятии расходов по сделке, и он становится участником судебных разбирательств.

Этих неприятностей можно избежать, если до начала сотрудничества оценить деловую репутацию фирмы, ее платежеспособность и наличие ресурсов для выполнения договорных обязательств.
 

Для чего проверяют контрагентов?

Проведение контрольных мероприятий позволяет оценить благонадежность бизнеса, выявить фирмы-однодневки и предприятия на стадии банкротства. Это необходимо для снижения налоговых, финансовых и репутационных рисков.

Многие компании собирают досье на каждого делового партнера. Если налоговики сочтут какую-либо сделку сомнительной, комплект документов поможет доказать, что предприниматель проявил должную осмотрительность.

Полное бухгалтерское обслуживание для компаний
 

В какой момент следует организовать проверку?

Контрагента оценивают перед началом сотрудничества. При этом он может являться как поставщиком, так и заказчиком.
При продолжительной совместной работе фирму проверяют ежегодно. Со временем ее финансовое положение может измениться, и это повлечет за собой риски.
 

Порядок действий при проверке контрагента

Контрольное мероприятие носит комплексный характер. Для него разрабатывают специальный регламент. В нем описывают процесс отбора и проверки хозяйствующего субъекта, показатели его благонадежности и сроки проведения исследования. Обычно в процедуру входит:

  • сбор данных с помощью официального сайта и других открытых источников;
  • запрос пакета документов;
  • составление досье и оценка полученных результатов.

Какую информацию следует использовать?

Сотрудники изучают сайт потенциального делового партнера и отзывы о нем. Отсутствие обновлений и минимальный набор данных – это тревожный сигнал. 
 
Сведения о юридических лицах и ИП можно получить из открытых ресурсов. При этом придется использовать несколько источников.

На сайте ФНС действует сервис «Прозрачный бизнес». Он содержит данные об уставном капитале, видах деятельности фирмы и количестве сотрудников.
Также здесь можно узнать о задолженности по платежам в бюджет, о налоговых нарушениях, величине доходов и расходов и сумме перечисленных обязательств. Данные представлены в динамике. Это позволяет сделать выводы об изменении финансового состояния.
 
На сервисе есть информация по адресу регистрации и физическим лицам: учредителю и директору. Анализируют количество организаций, открытых по одному местоположению. Если их много, велика вероятность, что это однодневки. Сделки с такими фирмами расценивают как уход от налогов. Следует избегать сотрудничества с гражданами, являющимися массовыми директорами и учредителями. 

Дополнительно адрес проверяют по онлайн-картам. Возможно, это офисный центр.

Налоговая база данных содержит сведения Вестника государственной регистрации. С его помощью можно узнать, находится ли организация на стадии исключения из ЕГРЮЛ как недействующая. Договор с таким контрагентом будет считаться фиктивным.

Картотека арбитражных дел включает в себя все разбирательства, где фигурирует бизнес-партнер. Здесь важно обратить внимание на их содержание, период времени, за который они возникли, и статус фирмы.

Федресурс – это реестр данных, связанных с экономической деятельностью организаций и ИП. Из него можно узнать о банкротстве компании и текущих показателях. Это изменение уставного капитала и юридического адреса, перечень лицензий и разрешений, стоимость чистых активов и результаты обязательного аудита.
 
В реестре недобросовестных поставщиков есть перечень ненадежных участников закупок, которые не выполнили или нарушили свои обязательства. Нахождение фирмы в таком списке негативно сказывается на ее репутации и может отпугнуть новых контрагентов.   

С помощью информационного сервиса на сайте МВД можно проверить, является ли паспорт руководителя действительным.
 
Помимо информации в открытом доступе есть платные онлайн-сервисы. Объем и анализ представленных сведений зависит от пакета проверок. 
 
Следующим этапом является запрос комплекта документации. В основном это копии устава и приказы, подтверждающие полномочия руководителя. Сюда же относятся свидетельства о постановке на учет и лицензии. Также запрашивают бухгалтерскую отчетность, договор аренды нежилых помещений или документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество. Отказ на такие запросы косвенно свидетельствует о неготовности к открытой совместной работе.

Объем сведений зависит от масштаба возможного сотрудничества. Например, если компания ищет крупного поставщика или подрядчика для выполнения большого объема работ, учредительных документов недостаточно. Необходимо получить подтверждение того, что у предприятия есть оборудование, склады и высококвалифицированный персонал. Наиболее информативным станет визит в офис и на производственную площадку.
 
Проверка контрагентов – это непрерывный процесс. В ходе его проведения важно не только собрать данные, но и профессионально их оценить. В результате компания составляет досье, которое свидетельствует о ее осмотрительности при выборе предприятий для сотрудничества.
 
Помимо услуг бухгалтерского сопровождения, аутсорсинговые компании предоставляют юридическую защиту сделок и оценивают контрагентов на благонадежность. Эксперты анализируют сведения о деловом партнере, составляют реальную картину финансового положения и представляют рекомендации.

← Вернуться к списку вопросов

Задать свой вопрос




    X

    Закажите обратный звонок

      Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
      Время с до