Ответственность за выбор контрагента полностью лежит на предпринимателе. Если не провести проверку и начать работу с ненадежным деловым партнером, можно потерять деньги и столкнуться с претензиями со стороны налоговиков, банковскими ограничениями и потерей репутации.
Какие признаки у сомнительного контрагента?
Налоговая служба постоянно публикует письма, в которых перечисляет характерные свойства неблагонадежных фирм. Предпринимателя должны насторожить следующие факторы:
- в ЕГРЮЛ и ЕГРИП отсутствуют данные о регистрации;
- коды ОКВЭД в официальной выписке не совпадают с фактическим направлением деятельности;
- неизвестно местонахождения офиса, складов и производственных помещений;
- у компании нет ресурсов для выполнения условий договора. Например, швейная фабрика предлагает приобрести рабочую одежду, но у нее нет цеха и оборудования;
- фирма открыта недавно и ее юридический адрес совпадает с адресом массовой регистрации;
- потенциальный контрагент не размещает рекламу, у него нет сайта и открытых вакансий;
- о предприятии нет упоминаний и отзывов в интернете и СМИ;
- в компании числится один человек или минимальное количество сотрудников;
- директор руководит несколькими юридическими лицами;
- у субъекта бизнеса ухудшаются финансовые показатели. Об этом говорит снижение прибыли и увеличение суммы долгосрочных кредитов;
- предприятие участвует в большом количестве судебных разбирательств. Повышенное число исков свидетельствует о невыполнении компанией своих обязательств;
- задолженность перед бюджетом или предстоящее банкротство.
Чем больше выявлено подозрительных обстоятельств, тем осторожнее надо подходить к вопросу о возможном взаимодействии.
Какие риски возникают при сотрудничестве с ненадежными фирмами?
При проведении сделок у бизнеса могут возникнуть серьезные осложнения.
Проблемы с ФНС. По мнению инспекторов, если организация сотрудничает с сомнительным контрагентом, она стремится сэкономить на платежах в бюджет. Налоговики проводят выездные проверки и исключают из расходов подозрительные операции.
Компанию могут обвинить в том, что она не проявила должную осмотрительность. При этом будет доначислен налог, выставлены пени и штрафы.
Финансовые потери. Существует риск, что недобросовестная фирма не выполнит условия договора, гарантийные обязательства или вообще исчезнет после получения предоплаты. Заказчик понесет убытки в результате срыва поставок или некачественного выполнения работ.
Ограничение банковского обслуживания. Когда бизнес взаимодействует с сомнительным предприятием, банк может решить, что целью сотрудничества являются незаконные операции. Если кредитная организация считает сделку подозрительной, отказывает в ее проведении и тщательно проверяет дальнейшие платежи. Кроме того, существует опасность блокировки счета.
Репутационные риски. Взаимодействие с неблагонадежной фирмой бросает тень на бизнес. Компания может не выполнить условия договора с конечным заказчиком и при этом привлекает внимание налоговиков. Постоянные проверки, участие в судебных спорах и негативные отзывы снижают привлекательность предприятия как делового партнера.
Как проверить фирму?
Оценка контрагентов – это комплексная работа, которую проводят до заключения сделки и в ходе сотрудничества. Она минимизирует риски и помогает сохранить деньги и репутацию. Во время процедуры анализируют арбитражные дела, финансовое состояние и возможности предприятия.
Непосредственно у организации следует запросить копии учредительных документов, свидетельств и бухгалтерскую отчетность.
Также для процедуры используют онлайн-сервисы по проверке хозяйствующих субъектов. Часть из них есть на сайте ФНС. База содержит сведения о доходах и расходах, численности персонала и сумме перечислений в бюджет. Здесь есть информация о налоговых нарушениях и адресах массовой регистрации. Также доступны сведения о гражданах, являющихся руководителями нескольких организаций, и решениях о предстоящем исключении недействующих лиц из перечня.
Для дополнительной оценки используют реестр недобросовестных поставщиков, картотеку арбитражных дел, банк данных исполнительных производств.
Документы руководителя можно проверить по списку недействительных паспортов.
Также рассматривают отзывы и информацию на сайте.
Полученный массив данных позволяет сделать выводы о динамике финансового состояния, масштабе деятельности и участии в арбитражных процессах.
Проверку контрагентов можно доверить специалистам аутсорсинговых компаний. Они анализируют показатели отчетности и деловую репутацию по группам критериев. Проверяют представленные документы и оценивают данные сервисов и реестров. Эксперты используют сведения, находящиеся в открытом доступе, и дополнительные источники информации. По результатам заказчик получает рекомендации о целесообразности совместной работы.