В ходе проходящей в настоящий момент перестройки банковской системы, возможны сбои в исполнении банками своих обязанностей по переводу денежных средств. К примеру, если проводя санацию той или иной кредитной организации (банка), ЦБ РФ выясняет, что данная организация не в полной мере выполняет все требования законодательства, что ее работа проводилась с нарушением нормативных актов, или обнаружены другие нарушения правил, которые регулируют деятельность банков — лицензия у такой кредитной организации может быть отозвана.
Однако проблемы могут возникнуть у предприятий, которые работают с таким банком. При отзыве лицензии уплаченные через данный банк налоги или страховые взносы могут «зависать», пока не разрешится проблема с проблемным банком. Возникает вопрос, будет ли в этом случае налог или взнос считаться уплаченным?
Ответ на этот вопрос был получен в Постановлении по делу № А40-82076/2015 об уплате страховых взносов, опубликованному 28.01.2016 Арбитражным судом МО. Как считают судьи, в такой ситуации необходимо учитывать добросовестность плательщика. Требуется провести дополнительную проверку. То есть уточнить, не был ли платеж формальным, и не проводилась ли оплата через банк, у которого возникают проблемы, умышленно, для получения налоговой выгоды в счет исполнения своих обязательств.
Согласно законодательству, обязанности по уплате налогов и взносов считаются исполненными с момента предоставления в банк распоряжения о списании средств, если такие средства имеются в достаточном количестве. То есть если плательщик признан добросовестным, и в его действиях нет признаков попытки получения необоснованной выгоды, то платеж считается осуществленным, хотя деньги в бюджет не попали.