Предприниматели часто задают вопрос, входят ли в профстандарт бухгалтера предприятия его работа в качестве кассира. То есть входят ли такие виды деятельности, как ведение кассы, выдача или прием наличных, в прямые обязанности бухгалтера. Или же эта работа является для него дополнительной и требует отдельной оплаты.
На этот и другие подобные вопросы был дан ответ в письме Минтруда №14-2/В-688 от 20.07.2016. Авторы указали, что в своей практической деятельности бухгалтеры действительно часто выполняют функции кассира, работая с наличными. Однако в профстандарте такие обязанности не предусмотрены.
Хотя в законодательстве специально не оговорены все обязанности бухгалтеров предприятия, но основные требования к работникам и их квалификации можно определить, взяв за основу профстандарт.
Минтруд в письме опирается на нормы ТК РФ, которые касаются поручения сотрудникам дополнительной работы. В ст. 151 четко определено, что если совмещаются должности или профессии, или же если объем работ или размер зоны обслуживания увеличиваются, и если работник при этом не отстраняется от выполнения собственных обязанностей, то необходимо производить доплату. Размер этой доплаты определяется в индивидуальном порядке.
Если бухгалтеру поручается дополнительное ведение кассы, требуется:
- ознакомить его с обязанностями кассира (под роспись), а потом заключить соглашение, где оговариваются условия совмещения должностей;
- установить срок совмещения работ и размер оплаты;
- издать приказ, в котором на бухгалтера возлагаются обязанности кассира;
- оформить передачу кассы.