Обычно ревизоры подозревают фиктивность хозяйственной операции, если у налогоплательщика есть контрагенты с сомнительными признаками. Речь идет о фирмах-«однодневках» и «технических» компаниях, имитирующих деятельность.
Также не следует забывать о «подконтрольных» предприятиях или ИП.
Какие сведения требуется заранее подготовить?
Инспекторы запрашивают не только первичные документы бухгалтерского учета по конкретной сделке, но и подтверждение ее реальности. Сюда относится переписка с контрагентом по обсуждению условий сотрудничества, организация поставок и поступление ценностей на склад.
Дополнительно могут потребоваться сведения о транспортных средствах, результаты инвентаризации и описание технологических процессов. Очень хорошо, если сохранятся фото приобретенных товаров.
Например, в ходе проверки компания сообщила ревизорам следующую информацию. Для выполнения работ строительные материалы приобретались не только у «подозрительной» фирмы, но и у других продавцов. Принимая решение о покупке, руководитель анализировал представленную на рынке номенклатуру, уровень цен и условия поставки.
В дальнейшем все материалы были переданы на площадку для возведения здания. Технология работ, расход материалов подтверждены отраслевыми нормами и сметами, согласованными с заказчиком. Тем самым налогоплательщик доказал, что сделка носила реальный характер и была необходима для выполнения контракта.
Обратите внимание! Комплект данных по осуществленным операциям необходимо хранить не менее пяти лет.
Случай на практике. Арбитраж рассматривал спор хозяйствующего субъекта и ФНС о признании операции фиктивной. Суд принял решение в пользу бизнеса, поскольку у сторон в процессе выполнения обязательств возник конфликт относительно бракованной партии товара. Длительная переписка и командировки ответственных лиц стали свидетельством реального сотрудничества.
Это означает, что нельзя пренебрегать любым доказательством фактически осуществленной сделки.
Необходимость проверки контрагентов
До начала взаимодействия следует проверить потенциального делового партнера: оценить его репутацию, ситуацию с задолженностью перед бюджетом и фактическую возможность выполнить требования контракта. Собранная информация также подтвердит предусмотрительность компании.
Внимательно изучите условия договора!
Инспекторы постоянно анализируют соглашения на предмет мнимости и притворности. Например, договор лизинга может скрывать фактическую продажу имущества.
В документах должны быть типовые формулировки. Так, ревизоров насторожит отсутствие штрафных санкций и поставка крупной партии товаров без предоплаты.
Для бизнеса важно предоставить информацию о дальнейшей судьбе приобретенных ценностей. Это могут быть накладные на отгрузку конечному потребителю или подтверждение отпуска материалов в производство.
Наиболее сложная ситуация складывается с договором об оказании услуг. В данном случае результат увидеть намного сложнее. Предположим, организация обратилась к клининговой фирме на время, пока не найдет уборщицу. Тогда штатное расписание и сведения о начисленной зарплате засвидетельствуют тот факт, что наемного работника в указанной должности в проверяемый период не было.
Эксперты аутсорсинговой компании постоянно участвуют в проверках ИФНС. Они на практике знакомы с методикой мероприятий и отслеживают изменения, внедряемые контролирующим ведомством.
Специалисты быстро проверят потенциального контрагента и подскажут предпринимателю, какой комплект документов необходимо собрать, чтобы у налоговиков не возникло вопросов по дальнейшему сотрудничеству.
← Вернуться к списку вопросов