Учетная политика фиксирует порядок проведения бухгалтерских и налоговых операций в рамках конкретной компании (другими словами — ведение бухгалтерского учета). При ее составлении придерживаются установленных законом правил и принимают во внимание особенности бизнеса.
Обычно документ состоит из трех разделов: организационного и двух методологических, для бухгалтерского и налогового учета.
В первом случае описывают общие и технические вопросы. К ним относятся:
- способ ведения бухгалтерии. Это может быть штатный отдел, аутсорсинговая компания или руководитель;
- используемое программное обеспечение;
- перечень счетов, который фирма использует в рамках текущей деятельности;
- формы первичных документов и регистров. Здесь перечисляют применяемые унифицированные формы или прикладывают образцы бланков, разработанных самостоятельно;
- организационные вопросы. Это право подписи первичных документов, график документооборота, порядок и сроки проведения инвентаризации.
В том случае, когда действующее законодательство предлагает несколько способов учета, необходимо указать выбранный компанией. Если этого не сделать, налоговики при проверке определят вариант с максимальным начислением налога и пересчитают платежи в бюджет.
В разделе для целей бухгалтерского учета фиксируют способы отражения хозяйственных операций. К вопросам этой группы относят:
- применение упрощенных методов ведения бухгалтерии для малых предприятий;
- правила учета материалов и оценки запасов;
- порядок признания выручки и распределения разных видов расходов;
- правила учета основных средств. Указывают выбранный способ начисления амортизации;
- перечень стандартов, применяемых в работе;
- информация о фондах и резервах;
- порядок контроля за хозяйственными операциями.
В части документа, посвященной налогообложению, включают информацию о применяемом режиме и выбранных правилах учета. Здесь фиксируют:
- источники сведений для расчета налоговой базы. К ним относятся бухгалтерские регистры или самостоятельно разработанные формы;
- метод признания доходов и расходов. Он зависит от применяемого налогового режима;
- способ расчета амортизации основных средств и определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве;
- порядок отнесения затрат к прямым расходам;
- информация, необходимая для определения налоговой базы в зависимости от применяемого режима.
По мере необходимости во внутренний документ вносятся изменения и дополнения. Они могут быть связаны с текущей работой, например, появлением нового вида деятельности или поправками в законодательстве.
Учетная политика должна охватывать все операции компании, чтобы избежать проблем с налоговой службой. Грамотно составленный документ снижает риск ошибок в работе и формирует более удобную для пользователей аналитическую информацию.