Москва
X
Выберите ваш город

14.10.2025

Цель автоматизированной УСН – упростить налоговый учет малого бизнеса. Однако реализовать на практике заявленные разработчиками преимущества оказалось достаточно сложно.

Расскажем о подводных камнях АУСН. Разберемся, для кого выгоден специальный режим и с какими проблемами столкнулись фирмы, которые его применяют.

Почему предприниматели выбирают АУСН?

У данного режима есть существенные преимущества.
1. Нулевые тарифы страховых взносов. Это правило распространяется и на взносы ИП «за себя». В бюджет перечисляется только фиксированная сумма за травматизм, которая ежегодно индексируется.

2. Минимальный объем отчетности. Компании освобождены от сдачи деклараций и ведения КУДиР.

3. Расчет налогов – это функция ИФНС. Контролирующие органы используют информацию, поступившую от уполномоченного банка и онлайн-кассы.
Платежное поручение для перечислений в бюджет формирует банк.

4. Вся информация собрана в кабинете налогоплательщика. Это позволяет контролировать состояние обязательств, а также распределение доходов и затрат.

Условия применения

Напомним о правилах, установленных для «автоупрощенки». В данном случае законом предусмотрены строгие ограничения. Мы собрали информацию о них в таблице.

Одна из особенностей АУСН – это повышенные ставки. Они составляют:

  • 8% для объекта «Доходы»;
  • 20% для объекта «Доходы минус расходы», но не менее 3% от годовой выручки.

Региональные льготы не предусмотрены.

Когда выгодно работать на АУСН?

Чтобы узнать, подойдет ли для бизнеса автоматизированная «упрощенка», необходимо выстроить финансовую модель и произвести расчеты для разных систем налогообложения.
Для наглядности сравним фискальную нагрузку небольшой фирмы с объектом «Доходы».

Пример 1

ИП работает без сотрудников и занимается оказанием услуг. Годовая выручка составила 1 128 600 рублей.

Платежи на УСН.
Собственные взносы индивидуального предпринимателя: 53 658 + (1 128 600 – 300 000) * 1 % = 61 944 руб.
Налог, уменьшенный на полную сумму взносов: (1 128 600 * 6 %) – 61 944 = 5 772 руб.
Итого: 61 944 + 5 772 = 67 716 руб.

Налог при применении АУСН: 1 128 600 * 8 % = 90 288 руб.
Для бизнесмена с небольшими доходами обычная «упрощенка» более выгодна. Освобождение от взносов не компенсирует повышенную ставку.

Пример 2

ИП открыл автосервис и принял на работу 5 сотрудников. Их страховые взносы составляют 123 тыс. руб. в месяц, то есть 1 476 тыс. руб. в год. Годовой доход фирмы – 16 млн. рублей.

Платежи на УСН.
Взносы ИП за себя: 53 658 + (16 000 000 – 300 000) * 1 % = 210 658 руб.
Общая сумма взносов: 1 476 000 + 210 658 = 1 686 658 руб.
Налог на УСН: 16 000 000 * 6 % = 960 000. Он уменьшается наполовину за счет взносов. То есть 960 000 / 2 = 480 000 руб.
Итого: 1 686 658 + 480 000 = 2 166 658 руб.

Налоговая нагрузка на АУСН.
Налог: 16 000 000 * 8 % = 1 280 000 руб.
Взносы на травматизм: 2 750 руб.
Всего в бюджет: 1 280 000 + 2 750 = 1 282 750 руб.
В данном случае целесообразно выбрать автоУСН.

Дополнительно можно произвести сравнение с патентной системой, если она предусматривает необходимый вид деятельности.

Автоматизированную УСН выгодно применять организациям и ИП, которые занимаются оказанием услуг и приняли в штат сотрудников. У таких компаний основную часть расходов составляет зарплата и страховые взносы. За счет освобождения от уплаты взносов снижается налоговая нагрузка.

С 2025 года АУСН вправе применять поставщики маркетплейсов. Но эксперты отмечают, что такой режим далеко не всегда им подходит. Все зависит от стоимости закупки. По этой же причине он не выгоден для оптовой и розничной торговли.

Подводные камни

На практике многие бизнесмены столкнулись с некорректной передачей банками информации в ИФНС.
Если с кредитной организацией возникают проблемы, вся работа парализована. Выбрать другой банк можно только из утвержденного списка. Это заставляет соглашаться с условиями сотрудничества.

Сведения для расчета налога довольно часто не фильтруются по назначению и сути платежа. В такой ситуации необходимо постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс обработки данных.

Трудности, о которых забывают

1. Закон значительно сократил для автоУСН количество форм отчетности, но организации не освобождены от обязанности сдавать баланс. Следовательно, необходимо вести полноценный бухгалтерский учет.

2. Работодатель должен начислять зарплату, отпускные и больничные для передачи сведений в банк. Кроме того, фирма ведет кадровый, а в некоторых случаях и воинский учет.
О приеме и увольнении, а также о других кадровых событиях фирма отчитывается в Социальный фонд, направляя ЕФС-1.

3. Предприниматель выставляет счета, оформляет акты и накладные. Он ведет товарный учет, контролирует остатки на складах и сверяется с контрагентами.

4. Добавилась обязательная работа с личным кабинетом ИФНС. Важно отслеживать ситуацию с поступающими данными и проверять правильность расчета налога.
Селлеры маркетплейсов вносят информацию по агентским договорам вручную.

5. Дополнительные сложности вызывает предоставление сведений в банк. Кроме того, кредитное учреждение списывает плату за исчисление НДФЛ. Полученный результат все равно приходится проверять.

Как мы видим, несмотря на уверения разработчиков, АУСН не освобождает предпринимателя от рутинных задач и сдачи отчетности.

Почему важно контролировать всю передаваемую информацию?
При оформлении ИП из-за технической ошибки в налоговую инспекцию поступило уведомление о применении «автоупрощенки» вместо обычной УСН. Предприниматель зарегистрирован в регионе, установившем пониженную ставку 1% для объекта «Доходы» и собирался применять ее на совершенно законных основаниях.
На АУСН региональные льготы не предусмотрены. Коммерсант выстроил бизнес-стратегию из расчета пониженной ставки. В результате ему пришлось перечислить в бюджет значительно больше, чем он планировал.

Как перейти на АУСН?

Уведомление о применении автоУСН необходимо подать в течение месяца после получения свидетельства о регистрации юридического лица или ИП.
Если компания уже работает, то порядок перехода зависит от используемой системы налогообложения:

  • фирмы на обычной УСН и предприниматели на режиме для самозанятых вправе перейти на специальный режим с начала любого месяца;
  • остальные юридические лица и ИП – с начала следующего года.

Проинформировать ФНС о своем решении следует через кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию. Предоставление бумажных документов не допускается.

Как отказаться от «автоупрощенки»?

Это можно сделать только с начала следующего года. Вот почему необходимо заранее определить, подходит такая система предприятию или нет.
До 31 декабря следует направить в налоговую инспекцию уведомление о том, что компания приняла решение перейти на другой режим.

Если фирма нарушила хотя бы одно из установленных ограничений, право на автоУСН утрачивается со следующего месяца. Коммерсант обязан сообщить налоговикам о случившимся через личный кабинет на сервисе ФНС или обслуживающий банк.
Одновременно можно направить заявление о переходе на обычную «упрощенку» или другой специальный режим. Если этого не сделать, придется работать на ОСНО.

В заключении отметим, что бизнес стал чаще задумываться о переходе на АУСН в свете проводимой налоговой реформы. Обычная «упрощенка» теряет свои преимущества из-за введения НДС и возможного снижения лимитов по доходам.
Но такое решение подходит далеко не всем. Для выбора оптимальной системы налогообложения необходима консультация профессионалов.
Эксперты аутсорсинговой компании помогут сделать правильный выбор, законно оптимизируют платежи в бюджет и подскажут, как воспользоваться предусмотренными для бизнеса льготами.


X

Закажите обратный звонок

    Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
    Время с до
    X

    Получить полезную статью

      Получить статью: «10 ключевых ошибок в бухгалтерии, которые могут стоить вашему бизнесу всего». Укажите телефон для отправки в мессенджере (Телеграм или WhatsApp), или только почту.
      X

      Консультация по делу

      [contact-form-7 404 "Не найдено"]