25.04.2025

Под пристальное внимание налоговиков попали ИП – собственники пунктов выдачи заказов (ПВЗ), работающие без наемных сотрудников. Таким бизнесменам повсеместно направляют уведомления с требованием пояснить отсутствие персонала и исправить ситуацию.
Инспекторы пришли к выводу, что коммерсанты не перечислили в бюджет НДФЛ и страховые взносы, а также не представили по ним отчетность. Следует отметить, что контролирующие органы используют информацию, предоставленную маркетплейсами, а также анализируют сведения о пунктах выдачи и сопоставляют их с декларациями и расчетами.
Наши эксперты дали правовую оценку действиям ФНС и подготовили рекомендации для бизнеса.
Новые проблемы владельцев пунктов выдачи
Индивидуальный предприниматель получил письмо, в котором сообщалось о выявленных ошибках и несоответствиях по результатам камеральной проверки.
Налоговики проанализировали банковские операции и выявили регулярные поступления средств от маркетплейса и оплату за арендованное помещение. При этом нет перечислений НДФЛ и страховых взносов.
Если ИП переводил деньги физическим лицам, это воспринимается как вознаграждение контрагентов за услуги по выдаче заказов.
Очевидно, что контролеров интересует нелегальная занятость и исполнители в статусе самозанятых, привлекаемые вместо штатных работников. То есть уход от уплаты «зарплатных» налогов и подмена трудовых отношений гражданско-правовыми.
В своем запросе инспекторы требуют исправить ситуацию (сдать отчетность, перечислить налоги и взносы) и пояснить, почему вместо обычного оформления в штат производятся периодические выплаты физическим лицам.
Если бизнес проигнорирует обращение, угрожают заблокировать расчетный счет.
Чем руководствуется ФНС?
Специалисты фискальной службы применяют следующую методику:
- пункт выдачи работает по 12 часов без выходных и перерывов. Это означает, потребуется привлечь минимум двух сотрудников, чтобы справиться с потоком заказов;
- каждый человек получает зарплату по меньшей мере в размере МРОТ. Наниматель обязан удержать НДФЛ (13%) и начислить страховые взносы (30%). Это задолженность перед бюджетом, которую необходимо погасить;
- также бизнесмен должен представить формы РСВ и 6-НДФЛ.
Как реагировать на «письмо счастья»?
Есть два варианта решения проблемы.
1. Выполнить все требования налоговиков. То есть фактически признать свою вину в правонарушении, выплатить пени и штрафы.
2. Подготовить и направить подробные объяснения и за это время оперативно принять в штат по трудовому договору минимально необходимое количество сотрудников. Не привлекать к выдаче заказов ИП и самозанятых.
Предприниматель делает выбор на свое усмотрение. По нашему мнению, второй способ позволяет исправить ситуацию с наименьшими потерями.
В любом случае для коммерсанта целесообразно проконсультироваться со специалистом по налогам. Профессионал быстро проанализирует ситуацию и оценит сведения, которыми может располагать ФНС. Он посоветует, какие изменения следует внедрить в работу, чтобы избежать повышенного внимания в будущем.
Оценка действий налоговиков
Подобная рассылка – это элемент психологического давления. Опасаясь проблем в бизнесе, многие предприниматели стремятся выполнить весь спектр требований.
В отношении коммерсантов, которые не пошли на поводу у фискальной службы, в дальнейшем могут провести проверку, чтобы выявить уклонения от уплаты налогов. К контрольному мероприятию следует подготовиться заранее: проверить документацию, заключенные договоры и сформулировать ответы на сложные вопросы.
«Письмо счастья» содержит ряд неточностей и противоречий.
1. Сообщение о блокировке счета – это право ревизоров. Если есть железное основание для подобной процедуры, банковские операции прекращают, не ставя никого в известность.
2. Требование основывается на гипотезах, а не фактически доказанных правонарушениях:
- допускается, что в одном ПВЗ работают два человека;
- предполагается, что каждый сотрудник получает доход не меньше величины МРОТ. При этом не принимается во внимание норма рабочего времени и фактическая загруженность человека.
Опираясь на прогнозы, ревизоры определяют объем недополученных бюджетом налогов и взносов: умножают МРОТ на 13% и 30%.
На основании подобных выводов нельзя требовать уплаты недоимки. Недоимка – это величина обязательств перед бюджетом, не перечисленная в предусмотренный законом срок.
Условно говоря, ИП не является страхователем и налоговым агентом. У него нет наемных работников и привлеченных физических лиц по договорам ГПХ. Следовательно, не возникают обязательства по исчислению и уплате НДФЛ и взносов.
У ревизоров должны быть доказательства того, что коммерсант выплачивал гражданам деньги в конкретных суммах. Только на основании фактов определяется задолженность перед бюджетом, выставляются штрафы и пени.
Фискальное ведомство предлагает бизнесмену самому рассчитать, сколько он не доплатил государству. В свою очередь, инспекторы только проверят правильность исчисления и подкорректируют итоговую сумму.
3. Форму РСВ предоставляют в отношении работников, привлеченных по трудовому договору, и исполнителей по договорам ГПХ, если по вознаграждению начисляются страховые взносы.
6-НДФЛ направляют субъекты бизнеса, если они рассчитывали и удерживали данный налог.
То есть инспекторы ФНС грозят блокировкой счетов за несданную отчетность, которую ИП и не должен был сдавать.
Обратите внимание! Ни один человек не обязан свидетельствовать против себя.
Также не следует забывать о презумпции добросовестности налогоплательщика. Это исходный принцип налоговых правоотношений.
Контролеры должны сначала доказать, что закон был нарушен. То есть ФНС обязана найти подтверждение нелегальной занятости и «серых» зарплат. Одновременно все сомнения в виновности истолковываются в пользу предпринимателя. Данные утверждения неоднократно подтверждала судебная практика.
Выводы
Повторим: наиболее безопасное решение для бизнеса – это оформить в штат работников.
Игнорировать запрос ФНС нельзя. При подготовке ответа рекомендуем указать следующее:
- привести причины, по которым ранее отказывались от наемного труда;
- обосновать, почему планируете принять сотрудников в ближайшее время;
- пояснить, что в прошлом выплаты физическим лицам не производились и работники для выдачи заказов не привлекались.
Специалисты аутсорсинговой компании оценят законность требований контролирующих органов и подскажут, как действовать в конкретной ситуации.