Москва
X
Выберите ваш город

25.04.2025

Под пристальное внимание налоговиков попали ИП – собственники пунктов выдачи заказов (ПВЗ), работающие без наемных сотрудников. Таким бизнесменам повсеместно направляют уведомления с требованием пояснить отсутствие персонала и исправить ситуацию.

Инспекторы пришли к выводу, что коммерсанты не перечислили в бюджет НДФЛ и страховые взносы, а также не представили по ним отчетность. Следует отметить, что контролирующие органы используют информацию, предоставленную маркетплейсами, а также анализируют сведения о пунктах выдачи и сопоставляют их с декларациями и расчетами.

Наши эксперты дали правовую оценку действиям ФНС и подготовили рекомендации для бизнеса.

Новые проблемы владельцев пунктов выдачи

Индивидуальный предприниматель получил письмо, в котором сообщалось о выявленных ошибках и несоответствиях по результатам камеральной проверки.

Налоговики проанализировали банковские операции и выявили регулярные поступления средств от маркетплейса и оплату за арендованное помещение. При этом нет перечислений НДФЛ и страховых взносов.
Если ИП переводил деньги физическим лицам, это воспринимается как вознаграждение контрагентов за услуги по выдаче заказов.

Очевидно, что контролеров интересует нелегальная занятость и исполнители в статусе самозанятых, привлекаемые вместо штатных работников. То есть уход от уплаты «зарплатных» налогов и подмена трудовых отношений гражданско-правовыми.

В своем запросе инспекторы требуют исправить ситуацию (сдать отчетность, перечислить налоги и взносы) и пояснить, почему вместо обычного оформления в штат производятся периодические выплаты физическим лицам.
Если бизнес проигнорирует обращение, угрожают заблокировать расчетный счет.

Чем руководствуется ФНС?

Специалисты фискальной службы применяют следующую методику:

  • пункт выдачи работает по 12 часов без выходных и перерывов. Это означает, потребуется привлечь минимум двух сотрудников, чтобы справиться с потоком заказов;
  • каждый человек получает зарплату по меньшей мере в размере МРОТ. Наниматель обязан удержать НДФЛ (13%) и начислить страховые взносы (30%). Это задолженность перед бюджетом, которую необходимо погасить;
  • также бизнесмен должен представить формы РСВ и 6-НДФЛ.

Как реагировать на «письмо счастья»?

Есть два варианта решения проблемы.
1. Выполнить все требования налоговиков. То есть фактически признать свою вину в правонарушении, выплатить пени и штрафы.

2. Подготовить и направить подробные объяснения и за это время оперативно принять в штат по трудовому договору минимально необходимое количество сотрудников. Не привлекать к выдаче заказов ИП и самозанятых.

Предприниматель делает выбор на свое усмотрение. По нашему мнению, второй способ позволяет исправить ситуацию с наименьшими потерями.

В любом случае для коммерсанта целесообразно проконсультироваться со специалистом по налогам. Профессионал быстро проанализирует ситуацию и оценит сведения, которыми может располагать ФНС. Он посоветует, какие изменения следует внедрить в работу, чтобы избежать повышенного внимания в будущем.

Оценка действий налоговиков

Подобная рассылка – это элемент психологического давления. Опасаясь проблем в бизнесе, многие предприниматели стремятся выполнить весь спектр требований.

В отношении коммерсантов, которые не пошли на поводу у фискальной службы, в дальнейшем могут провести проверку, чтобы выявить уклонения от уплаты налогов. К контрольному мероприятию следует подготовиться заранее: проверить документацию, заключенные договоры и сформулировать ответы на сложные вопросы.

«Письмо счастья» содержит ряд неточностей и противоречий.
1. Сообщение о блокировке счета – это право ревизоров. Если есть железное основание для подобной процедуры, банковские операции прекращают, не ставя никого в известность.

2. Требование основывается на гипотезах, а не фактически доказанных правонарушениях:

  • допускается, что в одном ПВЗ работают два человека;
  • предполагается, что каждый сотрудник получает доход не меньше величины МРОТ. При этом не принимается во внимание норма рабочего времени и фактическая загруженность человека.

Опираясь на прогнозы, ревизоры определяют объем недополученных бюджетом налогов и взносов: умножают МРОТ на 13% и 30%.

На основании подобных выводов нельзя требовать уплаты недоимки. Недоимка – это величина обязательств перед бюджетом, не перечисленная в предусмотренный законом срок.
Условно говоря, ИП не является страхователем и налоговым агентом. У него нет наемных работников и привлеченных физических лиц по договорам ГПХ. Следовательно, не возникают обязательства по исчислению и уплате НДФЛ и взносов.

У ревизоров должны быть доказательства того, что коммерсант выплачивал гражданам деньги в конкретных суммах. Только на основании фактов определяется задолженность перед бюджетом, выставляются штрафы и пени.

Фискальное ведомство предлагает бизнесмену самому рассчитать, сколько он не доплатил государству. В свою очередь, инспекторы только проверят правильность исчисления и подкорректируют итоговую сумму.

3. Форму РСВ предоставляют в отношении работников, привлеченных по трудовому договору, и исполнителей по договорам ГПХ, если по вознаграждению начисляются страховые взносы.
6-НДФЛ направляют субъекты бизнеса, если они рассчитывали и удерживали данный налог.
То есть инспекторы ФНС грозят блокировкой счетов за несданную отчетность, которую ИП и не должен был сдавать.

Обратите внимание! Ни один человек не обязан свидетельствовать против себя.
Также не следует забывать о презумпции добросовестности налогоплательщика. Это исходный принцип налоговых правоотношений.

Контролеры должны сначала доказать, что закон был нарушен. То есть ФНС обязана найти подтверждение нелегальной занятости и «серых» зарплат. Одновременно все сомнения в виновности истолковываются в пользу предпринимателя. Данные утверждения неоднократно подтверждала судебная практика.

Выводы

Повторим: наиболее безопасное решение для бизнеса – это оформить в штат работников.
Игнорировать запрос ФНС нельзя. При подготовке ответа рекомендуем указать следующее:

  • привести причины, по которым ранее отказывались от наемного труда;
  • обосновать, почему планируете принять сотрудников в ближайшее время;
  • пояснить, что в прошлом выплаты физическим лицам не производились и работники для выдачи заказов не привлекались.

Специалисты аутсорсинговой компании оценят законность требований контролирующих органов и подскажут, как действовать в конкретной ситуации.


X

Закажите обратный звонок

    Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
    Время с до
    X

    Получить полезную статью

      Получить статью: «10 ключевых ошибок в бухгалтерии, которые могут стоить вашему бизнесу всего». Укажите телефон для отправки в мессенджере (Телеграм или WhatsApp), или только почту.
      X

      Консультация по делу

        Заказать 30-минутную консультацию по вопросам налогового планирования или текущего состояния бухгалтерии. Цена по акции 3000 руб!